Архив новостей

Учителям сократят обучение

 
Проект «Концепции поддержки развития педагогического образования» опубликован в пятницу на сайте Минобрнауки для общественного обсуждения. «Он разрабатывался сотрудниками министерства, но мы прислушивались и к учителям, и к представителям родительской общественности», - заверила «Ъ» директор департамента информационной и региональной политики Минобрнауки Анна Усачева. 
 
В первой части документа сотрудники Минобрнауки перечисляют многочисленные проблемы российского педагогического образования: «низкий престиж профессии учителя, отсутствие карьерных перспектив и т. д.». Из-за этого у педвузов «отсутствует возможность отбора абитуриентов, мотивированных к педагогической деятельности». Туда идут учиться преимущественно троечники, которые потом будут готовить таких же школьников. Авторы документа признают существование «двойного негативного отбора, когда в педагогические вузы поступают не самые “лучшие” (в академическом смысле) абитуриенты, а учителями становятся не самые “лучшие” выпускники». 

При этом количество педагогических вузов постоянно сокращается — в 2008 году их было 70, а в 2012-м — всего 48, причем 30 из них были признаны неэффективными. Студенты, разочаровавшись во время обучения в будущей профессии, «не трудоустраиваются ни в систему образования, ни в социальную сферу». При этом министерство сетует, что пожилые педагоги не хотят освобождать ставки молодым выпускникам: «Усилилась в последнее время задержка с уходом из школы учителей, которые фактически не соответствуют современным требованиям». 

В тексте документа не указано, как решить проблему «низкого престижа профессии». Вместо этого Минобрнауки сосредоточилось на реформе «устаревших методов и технологий» подготовки учителей. Сейчас, по словам чиновников, студентам отводится недостаточно времени на практику и стажировку. Кроме того, «отсутствует связь между изучением учебных дисциплин и потребностями реальной школы». 

Авторы концепции предлагают готовить учителей по принципам «прикладного бакалавриата» — для этого придется «заменить значительный объем теоретических курсов практической работой». Труд студентов-практикантов будет оплачиваться вузом и школой. При этом в концепции отмечается, что такой подход может привести «к излишнему ухудшению показателей эффективности» школ, то есть в результате студенты не смогут качественно подготовить учащихся. 

Программа реформы рассчитана на 2014-2017 годы и пройдет в два этапа. В 2014-2015 годах пилотные проекты стартуют в 17-25 вузах — они должны будут отработать новые программы и технологии. А в 2016-2017 годах новая модель будет расширена «на всю систему подготовки педагогических кадров в РФ». К этому времени авторы документа обещают поднять проходной балл ЕГЭв  педагогических вузах. Кроме того, чиновники предлагают разработать специальные методики для студентов непедагогических вузов, которые захотят дополнительно получить профессию учителя. 

«Сейчас в Минобрнауки создан специальный координационный совет по переходу на новую концепцию,-- рассказала “Ъ” госпожа Усачева.-- Туда входят три рабочие группы, каждая из которых будет обсуждать отраслевые вопросы с профессиональными экспертами». В министерстве не смогли вчера рассказать подробности финансирования программы. Скорее всего, средства будут получены из ФЦП «Развитие образования на 2011-2015 годы», на которую из федерального бюджета выделено 57,337 млрд руб. (в 2014 году предполагается потратить 9,837 млрд руб., а в 2015 году — 9,793 млрд руб.). 

«К настоящему времени от системы педагогического образования мало что осталось, было ощущение, что министерство поставило на нем крест. Радует, что это все-таки не так»,-- заявил «Ъ» сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. В профсоюзе одобряют идею об увеличении часов, выделенных на практику в школах. «Но реализация этой инициативы вызывает большие вопросы. За четыре года бакалавриата невозможно подготовить полноценного учителя, особенно если основную часть времени он проведет в школе,-- считает господин Луховицкий.-- Большинство российских педагогов учились вообще пять лет, а сейчас министерство считает, что их знания недостаточны». В профсоюзе предлагают увеличить срок подготовки учителей до шести-семи лет, причем после этого выпускник вуза должен некоторое время проработать под присмотром старших товарищей. «Чтобы реформа удалась, нужно написать новые учебники, создать новую программу обучения. За два года это сделать невозможно, получится очередное очковтирательство»,-- считает господин Луховицкий.

© Сибайский институт Башкирского Государственного Университета 2008-2016
Верстка и дизайн - Ринат Байрамгулов