Главная Архив новостей Архив новостей за 2013 год Министерство образования собирается сократить список профессий, которые можно получить в российских вузах
- В официальных классификаторах много профессий, которых уже почти нет или они не востребованы рынком труда из-за узконаправленности. Зато современных нет. Переход со «специализации» на «направления» позволит готовить кадры в более широком диапазоне, - считают в Минобрнауки.
 
   Директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина (участвует в процессе обновления классификаторов) пояснила, что с переходом на двухуровневое образование Россия уйдет от подготовки по специальностям к подготовке по направлениям, как это делается во всем мире.
 
- Наша система специализации не является гибкой. Речь идет о принципиальной смене концепции, - рассказывает эксперт. - Специальности останутся только в «специалитете» (второй уровень магистратуры). Будущие специалисты и студенты получат не узкую специальность, а подготовку широкого профиля.
 
   Контрольные цифры приема в вузы будут рассчитываться по направлениям, уточнила директор института.
 
- Классификация должна быть сопряжена с профессиональными стандартами, ведь нельзя забывать, что основной потребитель специалистов - рынок труда, - добавила Абанкина.
 
   Актуальность обновления общероссийских классификаторов связана еще и с тем, что в 2011 году ЮНЕСКО утвердила обновленную версию Международной стандартной классификации в образовании (МСКО). В рамках проекта предполагается гармонизировать российские классификаторы с МСКО.
 
   Реорганизация профессий скажется как на преподавателях, так и на самих учебных заведениях. Придется менять учебные программы, схемы подготовки студентов, корректировать учебные курсы и т.д.
 
   Руководитель Центра образовательных разработок «Школы управления «Сколково» Андрей Баркин подчеркнул, что профессиональные направления и рынок труда сейчас быстро меняются. И есть смысл определить список общих направлений, чтобы каждые несколько лет «не переписывать одну и туже бумажку».
 
- Уже 70 лет существует система международных организаций, которые координируют вузовские программы различных стран, - поясняет Баркин. - Одна из таких организаций - ООН, в которую входит Международная организация труда (МОТ) - высшее образование находится на стыке образования и труда. Система высшего образования становится глобальной, и нужны общие решения, которые подходят большинству стран. Иметь 191 национальный классификатор как-то неразумно.
 
   Директор Института политических исследований, проректор по связям с госорганами и общественными организациями РЭУ имени Плеханова Сергей Марков невысокого мнения о будущих изменениях.
 
- Эти постоянные изменения и «переназывания» кажутся не реформами, а имитациями. В Британии, Франции и многих других странах сохраняются названия профессий. Нам также нужно менять в первую очередь содержание учебных материалов и процесса обучения. А эти перетряски структуры, названий и т.д. я считаю контрпродуктивными, - пояснил Марков.
 
   Окончательный и обновленный список - уже направлений, а не специализаций - должен появиться в начале декабря текущего года.
Главная Архив новостей Архив новостей за 2013 год Министерство образования собирается сократить список профессий, которые можно получить в российских вузах

© Сибайский институт Башкирского Государственного Университета 1998-2017
Верстка и дизайн - Ринат Байрамгулов